Прошло 40 дней молчания
Моуринью, прошли сборы в Португалии и на пороге матч в Лиге конференций. Тренер дал большое интервью официальному YouTube-каналу.
Мистер, в субботу вечером завершились предсезонные сборы "Ромы" и на этой неделе начинаются официальные матчи нового сезона. Какие итоги можно подвести за эти первые сорок дней работы?
- Огромная работа! И я очень доволен, правда. Это были трудовые недели, мы много работали, но когда столько людей хотят работать, хотят стать лучше, которые решительно настроены сделать работу хорошо, это всегда приятно. Я не только об игроках говорю, я говорю обо всех, кто принимал участие в этих сборах.
Мы все знаем, какая стояла жара, высокая температура, климатические условия для тренировок сложные, но мы работали над физической формой, над тактикой, наигрывали командные взаимодействия. В то же время мы говорим об организационной работе различных департаментов клуба.
И не забывайте про рынок - он супер, суперсложный, и директор
Тиаго проделал огромную работу, а также скауты, владельцы, да все. Решения нужно было принимать очень непростые.
После тяжёлой и большой работы наступает радостный для всех момент, потому что хоть я и один из тех, кто всегда говорит:
"Мне не нравится слово "товарищеские". Игра — это игра", и мы всегда старались с должной мотивацией для всех к ним подходить, наконец наступает момент настоящей борьбы за три очка в воскресенье против "Фиорентины". И всё осложняется ещё тем, что мы играем в четверг в Турции, но это положительное давление, которого я хочу. Этого хотят игроки и, конечно, тифози получат гораздо больше удовольствия от
настоящих матчей, как мне нравится их называть.
Начнём с тренировок: времени на отдых мало, тренировки очень интенсивные. Вы довольны командой и проделанной работой? Насколько вам нравится вести эту группу? Похоже, и правда очень нравится. Это так?
- Мне очень нравится. Но думаю, что и организация работы понравилась всем. Обычно мы работали, как ты сказал, очень интенсивно, потому что это наша философия, потому что так мы понимаем работу. В итоге как ты тренируешься, так ты и играешь. И можно сказать также, что ты играешь так, как ты тренируешься. И играть мы хотим, естественно, в интенсивный футбол. Этим мы и занимались каждый день. Но есть и, скажем так, невидимая работа, она сложнее для понимания, особенно вам, тем, кто извне. Есть также работа в тренажёрном зале, подготовительная, предупредительная, восстановительная работа.
Мы всегда старались следовать в одном направлении, работать в удовольствие, и рядом с нами работало много людей: тренеры по атлетической подготовке, спортивные учёные, медик, и все эти люди, работали с большой самоотверженностью.
Мы очень продуманно подошли к организации тренировочного процесса. Я думаю, что и игроки считают так же. Да, работа тяжёлая, но в то же время игроки чувствуют, что всё организовано для них. И я уверен, они чувствуют, что могут дойти до конца и работать вместе, потому что всё под контролем.
Насколько были важны португальские сборы? Жить вот так, в тесном контакте с командой?
- Пятнадцать дней здесь, в Тригории (плюс-минус) - это хорошо для первого контакта, чтобы я узнал их, а они меня. Здесь мы были вместе несколько дней, не только на тренировках. Мы оставались и на ужин, несколько дней даже ночевали здесь именно с целью ускорить этот процесс сближения. Но Португалия — это фундаментальные сборы. Я говорю это не потому, что там мой дом, что я португалец, а потому, что там команда оставалась вместе практически 24 часа в сутки на протяжении двух недель. И в таких условиях многое познаётся и узнаётся. Я уверен, из Португалии мы вернулись лучше как команда в технико-тактическом плане, но главное, мы стали лучше как коллектив, благодаря более глубокому знакомству. Это очень важно, ведь в итоге команда - это семья. И если мы дойдём до конца чемпионата, мы поймём, что с этой семьёй мы провели больше времени, чем с домашними. И мы должны чувствовать, как я верю, чувствуют все сейчас - команда едина. По-настоящему.
С вами прибыл новый штаб. Произошла интеграция с уже имеющимися в клубе сотрудниками? Насколько вклад штаба оказался важен в этот первый период?
- Одному сложно. Мне нравятся люди, у которых есть способности и желание работать в команде. В футболе кажется, что тренер приезжает с автобусом своих людей, а мы приехали на небольшом Hyundai, потому что нас мало. Нас мало, но теперь нас много. Нас много, потому что все свои, способные, с желанием учиться. Я не имею в виду учиться в абсолютном смысле, я говорю учиться работать со мной - это другое дело.
Мы дали возможность и людям из молодёжного сектора, и один тренер из Примаверы присоединился к первой команде. Таков наш стиль работы. Я не люблю говорить:
"Мне нужно ещё 12-15 человек". Нет. Нужно взять по одному из каждого департамента, кто сможет мне помочь имплементировать философию работы. И потом, в клубе всегда есть люди, способные и заслуживающие возможности работать. Мы это сделали, и я действительно счастлив, потому что теперь я не могу сказать:
"Мой штаб - это пять человек", так как этого штаба больше нет. Сегодня у меня 20 помощников, и мы тоже чувствуем это единство. Я считаю, это очень важно и для нас, и для клуба, ведь однажды наступит день, когда "Рома" будет без
Жозе. И когда этот день придёт, мы хотим оставить то, что делаем в каждом клубе, а именно - суперорганизованную структуру, способную приносить плоды. Но мы надеемся, что "Рома" без
Жозе будет ещё не скоро, через много лет.
Вы говорили о товарищеских играх. Безусловно, сигналы получены. Что вас удовлетворило, а в чём команде нужно прибавлять?
- Для тебя товарищеские, но не для нас (
улыбается). Мы не играли товарищеские матчи, но, действительно, мы начали с матчей с командами из других лиг - Серии Б, С, и это стало продолжением тренировочных занятий. А в Португалии мы уже встречались с командами уровня Лиги чемпионов. "Порто" и "Севилья" - как раз такие команды. Это команды высочайшего уровня, и вот эти две игры уже были важны.
В плане организации игры в обороне мы стали гораздо, гораздо лучше. Мы пропустили гол от "Порту" на 90-й минуте. Мы играли с очень хорошо организованной командой, следуя нашим принципам, которые отрабатывали. В фазе владения мячом нам многое ещё предстоит улучшить. Я хочу больше контролировать игру, хочу интенсивности в фазе транзишн.
С точки зрения позиционирования мы готовим совершенно другую команду, какой она была в предыдущие годы. Разумеется, нужно время, но мы уже многое сделали лучше. В эмоциональном плане, в плане боеспособности команда мне очень нравится. "Порто" и "Севилья" - очень агрессивные команды, с ними трудно играть. Та небольшая стычка в игре с "Порту" мне очень понравилась с точки зрения эмоционального контроля. Ничего такого не случилось, за что следовало бы давать предупреждения или удаление, просто это был очень, очень хороший матч в плане боеспособности.
С "Бетисом" была другая история. Я думаю, в ней много ответственных за то, как она закончилась. По моему мнению, главную ответственность несет арбитр, затем я, потому что не я спровоцировал то, что происходило потом. Команда уже следовала за мной, за моей эмоциональной реакцией, и в итоге мы закончили с 3-4 красными карточками. Повторяю: ответственность на мне. Но я бы хотел, чтобы арбитр пришёл домой и подумал:
"Но что сделал я для хорошей игры? Игра была хорошей, но что я сделал, что всё так закончилось?"
Я же со своей стороны принимаю ответственность на себя за то, что случилось. Команда приехала туда действительно уставшей. Это был последний день, последняя игра. Три с половиной часа в автобусе до Севильи в абсолютно невероятной жаре, хотя мы и играли вечером. И нельзя забывать, потому что это правда, о ситуации с
Джеко - ситуация странная. Я понимал, что он уйдёт, но продолжал сомневаться. Он уходит, придёт кто-то вместо него, не придёт... Я чувствовал, что и игроки очень озабочены этой ситуацией вместо полной концентрации на концовке предсезонки. Впрочем, я считаю, что в той игре 50-55 минут мы были очень хороши, по-настоящему конкурентоспособны. И Ш
омуродов молодец, он приехал за два дня до игры и сразу же дал понять, что он за игрок. Потом уже всё пошло наперекосяк. Но может, оно и к лучшему для нас. После игры у нас был день отдыха, мы проанализировали произошедшее, и позитивное, и негативное. И я сказал парням, как тебе сейчас говорю:
"Я отвечаю за то, что нам не хватило эмоционального контроля". Но Португалия стала для нас очень важным подготовительным этапом.
Вы упомянули Джеко. Перед возвращением в Италию вы понимали, что с этой ситуацией придётся столкнуться. Теперь пришёл Тэмми Абрахам. Насколько он важен для вашего проекта?
- Прежде всего я должен сказать большое спасибо руководству и владельцам - боссам
Дэну,
Райану и ген.менеджеру
Тиаго - они молодцы. Потому что на самом деле мы начинали подготовку с
Джеко, и для для всех нас стало некоторым сюрпризом то, что произошло. В этот невероятно трудный рынок, в сложной экономической ситуации для всех, почти для всех клубов, иметь решимость и амбиции, уважение к тифози, и так отреагировать на уход
Джеко тем, что к нам приходит
Тэмми Абрахам - это было, как вы, итальянцы,говорите, ударом по рынку. Даже если бы он не пришёл, я всё равно бы чувствовал себя хорошо и считал, что руководство сделало все возможное. Они невероятные люди.
Насчёт
Тэмми скажу так:
"Подождите и увидите". Я говорю это со всей уверенностью. Я с детства его знаю, при мне он не играл, потому что в мои времена в "Челси" он был совсем мальчишка, лет 14. Но знаю я его очень, очень хорошо как игрока, как человека. Знаю его менталитет; знаю, как ему приходится принимать непростые решения; знаю, каково это, англичанину покидать АПЛ. Это решение мне многое сказало, потому что если ты уходишь из АПЛ, ты уходишь потому, что у тебя есть амбиции; потому что ты хочешь вернуться в сборную, хочешь играть на мундиале; потому что ты хочешь побеждать за пределами Англии, там, где у мало каких английских игроков получилось сделать большую карьеру. Он приехал с этими амбициями, подождем и увидим его качества. Но с
Тэмми, с
Элдором и
Борха у нас группа атаки такая, что я действительно счастлив.
У нас нет опыта 30-33-35-летних игроков, у нас нет того опыта, что у "Ювентуса" с
Криштиано, у "Милана" с
Жиру и
Златаном или с
Муриэлем и
Сапатой. Нет у нас этого, но у нас есть потенциал, и я счастлив с этими парнями.
Вы поработали уже с Руй Патрисио и Шомуродовым. Что они могут дать "Роме"?
- Многое. Рынок получился не таким, каким я думал, он будет. Я объяснил боссам
свой метод. Я говорю "свой" в кавычках, как я вижу и анализирую "свою" "Рому". Рынок получился другим, потому что мы надолго потеряли
Спинаццолу и в итоге потеряли ещё и
Джеко. Вначале мы думали только о нападающем, об одном, а не о двух, и вообще не думали о левом терцино. Но рынок трансформировался. И всё стало сложнее, потому что пошло в том направлении, о котором мы не думали и которое не просчитывали. Мы готовились не к этому. И я считаю, клуб отлично справился. Надеюсь, говорю это в первый и последний раз: мне будет не хватать чего-то из того, о чем я думал, когда анализировал команду вначале. Мне будет чего-то не хватать, но я буду только благодарен клубу за тот рынок, который он сделал для нас. Клуб великолепно отреагировал, подписав молодого
Винья.
Руй. Я всегда говорю,
Руй - это
Руй. Он сыграл больше ста матчей за нашу сборную, он играл 4-5 лет в АПЛ.
Руй - это стабильность, потрясающая стабильность.
Мы взяли
Элдора, нам нужен был мобильный и быстрый нападающий. Мы им очень довольны. И потом, реакция клуба была невероятная. Может быть, кто-то не ожидал такого. Сейчас на рынке очень трудно действовать, но если кому-то и требовалась реакция, чтобы понять, что собирается делать руководство в предстоящие три (я надеюсь) года как минимум нашей работы, реакция последовала.
Мы понимаем, у нас не сильнейший в мире состав, но мы те, кому никто не может запретить думать, что мы можем выиграть следующую игру. Это наш менталитет, и никто не может нас остановить, пока мы думаем:
"Мы можем выиграть эту игру".
Вы много говорите о Тиаго Пинту, о владельцах. Перед игрой с "Бетисом" вы долго разговаривали с Тиаго Пинту. В Португалии вы часто общались с владельцами, с Дэном и Райаном. Может, это и происходит довольно часто, но когда это происходит перед телекамерами, то это всегда попадает в новостную ленту. Как происходит ваша работа вместе с теми, кто представляет новую эру для клуба?
- Я считаю, что новость — это когда тренер не общается с директором, не общается с владельцами. Вот это новость. Так было у меня в другом клубе, когда у меня не было возможности таких отношений. Я думаю, такое общение только на пользу. Мне важно понимать, что они чувствуют, а им важно понимать, что чувствую я. Мне такое очень по душе. Директор с нами каждый день. Владельцы, если их нет, всегда на связи, и это мне очень нравится. Я хотел бы расширить этот формат общения и на всё остальное: это хорошо для скаутинга, это хорошо для аналитиков, это хорошо для руководства. Мы по-настоящему работаем вместе. У нас не такая группа, где все побеждают, а проигрывает только тренер. Мы все выигрываем вместе и проигрываем тоже вместе.
В субботу вечером вы впервые были тренером "Ромы" со зрителями за спиной, а в воскресенье будет дебют в чемпионате против "Фиорентины". Какой эффект оказало их присутствие в субботу и что может значить их поддержка на стадионе?
- В субботу было суперлегко. Но потом, в воскресенье, стало грустновато: я смотрел чемпионаты Франции, Португалии, Германии, АПЛ, и это был полный праздник. А потом сравнил субботний "Олимпико" с этими воскресными стадионами и подумал:
"Вау, хочу "Олимпико", полный романистов". Но ощущения в субботу были прекрасные, ведь уже больше года мы не играли при болельщиках. Я впервые был на "Олимпико" как тренер "Ромы". Приём был фантастический, но я с первого дня его чувствовал, с первого моего появления в Тригории, и, конечно, я чувствую это, когда гуляю по улицам города. Но если я могу о чем-то попросить, то прошу:
"Команда, команда, команда!" Не увлекайтесь индивидуальностями, поддерживайте игроков, не меня. Лучше забудьте про меня. Я там, я один из них, мне не нужна эта поддержка. Я благодарен людям, но прошу лишь:
"Команда, команда, "Рома".
Невозможно выигрывать всегда. Будут дни, когда мы будем возвращаться домой грустными. Грустными, но уверенными в том, что мы всё оставили на поле. И, безусловно, побеждать мы будем чаще, чем у нас будет плохих дней.
Закончим шуткой. Остается несколько часов до первой официальной игры сезона в Лиге конференций. Жозе Моуринью, что у вас на душе?
- Ты шутишь и хочешь, чтобы я шутил. Не могу уснуть! (
смеется). Да нет, я шучу. Я всегда очень спокоен. Мне всегда гораздо труднее после игры, чем до неё. Вот после игры спать не могу, так как думаю об игре, о том, что происходило, и о том, что могло произойти. Адреналин. А перед игрой я абсолютно спокоен. Даже больше, я счастлив, потому что мне не нравятся твои товарняки (
улыбается и указывает на корреспондента. - прим.). Мне нравятся настоящие матчи, и теперь они начинаются. Я готов.