Нелюбовь к арбитрам со стороны тифози нормальна: их свистки воспринимаются как враждебные действия. Массовая же неприязнь уже оставляет место для многолетней критики в адрес собственной команды.
Мальчишкой я был убеждён, что арбитры настроены против "Ромы". В юности мнение не изменилось, но знаете, серого периода не было никогда: или черный или белый, но не чёрно-белый. Не было такого матча, в котором судейский свисток не испортил бы игру, не было бы не назначенных очевидных пенальти в нашу пользу, а вот сопернику, наоборот, их придумывали постоянно.
Потом я вырос... Я стал мудрее, и мне посчастливилось поездить по миру. Я познакомился с разными людьми и побывал в разных ситуациях и непредвиденных обстоятельствах, и я понял, что в жизни вещи не так просты, как кажутся. Поэтому, будучи взрослым и опытным, по сравнению с юностью и лицейскими годами, если сегодня кто-то меня спросит, имеют ли арбитры что-то против "Ромы", то я отвечу -"да". Что? Я ответил так же, как когда мне было восемь или шестнадцать лет?!! Но иначе и быть не могло.
И к чему тогда то, что я сказал вначале?!! Это только для задания нужного тона, как всегда строются спортивные и деловые разговоры, которые на самом деле таковыми не являются. Более того, не могут таковыми быть. Это же заложено в самом слове "тифози" - противоположность нейтральной позиции. И всё же, это происходит. Обычно сюжеты, вызванные этим синдромом, в девяти случаях из десяти будут в пользу команды ФИАТа или Лотито. Они будут судиться с высоты их рациональной беспристрастности, возбуждая неизбежное веселье в тех, кто их слушает; кипение как у сектантов, сталкивающихся с теми, кто не думает так, как они. Конечно, тут все засмеялись. Но я по крайней мере искренен, я не лгу. Я даже счастлив от того, что я такой сектант. Я горд этим. Потому что у меня есть уверенность, что практически в каждом спорном эпизоде игры с участием "Ромы", если на его участниках поменять майки, то судиться он будет иначе. Именно это, по моему мнению, максимальная сознательность, какую можно ожидать от тифози. Остальное - болтовня у барной стойки.
И потом, очевидно, любой из нас прекрасно знает, что у арбитра непростая работа: двадцать два актёра играют роли, постоянно прикидываются, готовы встать под пушечное жерло лишь бы арбитр дал пенальти или карточку защитнику соперника. Миссия невыполнима. Настолько невыполнима, что ты подумай хорошенько, а стоит ли соглашаться судить самый простенький турнир по мини-футболу в зале среди друзей? Я через 4 минуты сдался... Даже одна мысль о том, что нужно сохранять концентрацию на протяжении всего этого времени, приводит меня к тому, что это труднее, чем проследить за полным сезоном "Большого брата"*.
Тогда резюмируем: концентрация, пантомима игроков и быстрота действия. Да, у арбитров есть тысяча оправданий. Но мы - тифози, и не наша забота задавать тысячу вопросов. Они профессионалы, так ведь говорят, нет? И поэтому любое их решение против команды нашего сердца всегда будет иметь привкус штрафа за парковку, которой никогда не было. И слава богу, что можно хорошо поговорить об арбитрах после победы в Кальяри - "всего" два комичных предупреждения, всученных
Ундеру и
Пау Лопезу, потому что иначе любое слово можно менять на создание "алиби". Ну да... Потому что, если вы заметили, если десятки лет каждый свисток против "Ромы" вызывает всеобщий протест в наших краях, то с недавнего времени у нас никогда не называют арбитров, ведь иначе ты не сможешь разносить команду в пух и прах, а с ней и тренера. И тогда:
"Да, пенальти был, а если б мы его забили, мы бы взяли три очка... Но сильная команда всё равно должна побеждать".
Да как уже надоели эти слова?!!
***
* "Большой брат" - Grande Fratello - наш аналог шоу "Дом-2".