Лидхольм выступал на высшем уровне, едва не дотянув до своего сорокалетия. Он оказался более живучим, чем два его партнера по тройке - Гуннар Грен и Гуннар Нордаль не только на поле, но и в жизни. Грена и Нордаля уже нет в живых.
Нордаль скончался в 1995 году в Италии, куда привез туристическую группу (он работал гидом). Ужасной была смерть Грена, тело которого десять лет назад обнаружили в квартире, где он жил один, полуразложившимся.
И во внефутбольной жизни Лидхольм проявил гораздо большую смекалку, чем его товарищи. К нему прочно приклеилась кличка Барон. Его натура полностью соответствует этому прозвищу: благородство в облике, интеллигентность и деликатность в общении. Но он не просто походил на барона, но и был самым настоящим бароном. Находчивый швед сумел "окрутить" пьемонтскую баронессу донну Нину, женился на ней и сам получил аристократический титул.
Долгая и успешная карьера футболиста сменилась у Лидхольма почти марафонской по продолжительности и также успешной тренерской карьерой. Это именно он завоевал для "Ромы" скудетто 1983 года, после чего красно-желтым пришлось 18 лет ждать следующего чемпионского титула. В последний раз Лидхольм руководил "Ромой", когда ему было почти 75. Словом, жизнь удалась.
Нильс Лидхольм играл в большой футбол ровно четверть века. Еще 14-летним подростком он выходил на поле в составе "Слейпнара", клуба второго шведского дивизиона, и обратил на себя внимание великолепной техникой, игровой интеллигентностью и умением играть головой (в обоих смыслах). Война помешала ему своевременно выйти на должный уровень. Только в 25 лет "Лиддас" получил международную известность. Это произошло на триумфальной для шведской сборной Олимпиаде 1948 года, где "Лиддас" играл левого крайнего.
Фамилия Лидхольм больше всего известна как одна из составляющих знаменитого трио Гре-Но-Ли, блиставшего некогда на полях Италии и вписавшего несколько славных страниц в историю "Милана". История создания этой связки такова: после олимпийского золота 1948 года в большой цене на футбольном рынке Европы оказался лучший бомбардир турнира, таранный форвард шведов Гуннар Нордаль по прозвищу Бизон. Он стал предметом спора между двумя итальянскими колоссами - "Миланом" и "Ювентусом". Точнее говоря, он и другой нападающий - датчанин Плегер. В конце концов, клубы договорились полюбовно - Плегер отправился в Турин, а Нордаль - в Милан. История показала, что "Милан" жестоко "надул" своего главного соперника — Плегер быстро скис и канул в Лету, а Нордаль реализовал свои бомбардирские способности в полном объеме и наколотил за восемь сезонов 210 мячей, пять раз выиграв соревнование бомбардиров.
Итак, Нордаль появился в "Милане" в январе 1949 года и за оставшуюся часть сезона в 15 матчах забил 16 голов, моментально превратившись в кумира болельщиков. Но требовалось новое усиление команды. И тогда технический директор "Милана" Бузини обратился за помощью к Нордалю — не посоветует ли он кого-нибудь из своих земляков. Нордаль указал на Гуннара Грена и Нильса Лидхольма. А за компанию с ними в "Милан" перешел и тренер "Норчепинга", крестный отец всей этой троицы, венгр по национальности Лайош Чейзлер. К моменту образования трио шведы были уже немолодыми по футбольным меркам людьми (Лидхольму исполнилось 27, Нордалю - 28, Грену - 29), но еще многие годы им удавалось оставаться главными светилами на итальянском небосклоне. В сезоне- 1949/50 "Милан" одержал историческую победу над "Ювентусом" на его поле - 7:1, и, хотя в итоге уступил ему первое место, стало ясно, что долгое ожидание болельщиками "Милана" чемпионского титула скоро прекратится. И скудетто - первое за 43 года, было добыто уже в следующем сезоне. Повторный успех пришел к "Милану" в 1955 году, правда, уже под руководством другого венгра - Белы Гутмана и без Гуннара Грена, который перешел в "Фиорентину". Нордаль и Лидхольм остались без компаньона, но продолжали сохранять за собой ведущие позиции в "Милане". Нордаль ушел из "Милана" вторым - летом 1956 года. С ним, 35-летним, решил расстаться новый директор клуба Джипо Виани, которому нужны были деньги на покупку популярного в то время нападающего Карлетто Галли. "Бизон" поиграл еще год в "Роме" и закончил карьеру.
А Лидхольму до завершения было еще далеко. Он помог "Милану" завоевать еще два чемпионских титула - в 1957 и 1959 годах, и блеснул на чемпионате мира, проходившем у него на родине. Забил красивый гол бразильцам в финале, который, правда, не спас хозяев мундиаля от крупного поражения (2:5). Увидев, что Лидхольм, несмотря на возраст, все еще в полном порядке, "Милан" предложил ему новый выгодный контракт. В чемпионском сезоне-58/59 игрой красно-черных дирижировала связка Скьяффино-Лидхольм. Уругваец руководил средней линией, а швед отошел в защиту. На каких только позициях ему не доводилось играть: начинал крайним форвардом и инсайдом, затем переквалифицировался в центрального полузащитника, а последние годы карьеры выполнял роль либеро. Такая многоплановость тоже помогла ему состояться как выдающемуся тренеру.
Последней доброй услугой, оказанной "Лиддасом" "Милану" в бытность игроком, стало его слово, замолвленное за Джанни Риверу. Это было перед началом сезона-60/61, последнего для Лидхольма и первого на высшем уровне для 17-летнего Риверы. Юного гения, выступавшего тогда в скромной "Алессандрии", сосватал в "Милан" по старой памяти тренер этого клуба и одновременно бывший игрок красно-черных Педрони. В "Милане" сначала отнеслись к этой идее скептически — слишком уж щуплым показался Ривера руководителям клуба. Только настойчивость Лидхольма и Скьяффино, пронявших вице-президента Спадаччини аргументом, мол, "у этого парня из 40 килограммов 35 - в голове", помогла изменить начальственное мнение.
В 1961 году, несмотря на возраст (39 лет), Лидхольм, по его собственному суждению, оставался самым выносливым в команде, мог и хотел играть дальше. Но возраст диктовал и необходимость посещения тренерских курсов (швед решил для себя пойти по этой стезе). Президент "Милана" воспротивился более вольному графику, который в связи с этим попросил для себя "Лиддас", поэтому с игрой пришлось расстаться.
В сезоне-61/62 Лидхольм начал в качестве наставника юношеской команды "Милана", а закончил как тренер первой команды, заменив на этом посту Карнилью. Его уход в 1965 году был вынужденным: "Лиддаса" свалил вирусный гепатит. Оправившись от болезни, Лидхольм принял по ходу сезона-66/67 предложение "Вероны". В тот момент клуб находился на последней строчке таблицы в серии В, и согласиться на такой вариант было достаточно храбрым поступком. Швед проявил дальновидность и попросил солидную премию в размере 10 миллионов лир в случае вывода клуба в сильнейший дивизион. Хозяева с легким сердцем согласились, потому что поверить в подобное было практически невозможно. Но Лидхольм сотворил чудо: в первый сезон спас "Верону" от вылета, во второй - поднял ее в серию А.
Затем произошел разлад с президентом Гаронци, и в сезоне-68/69 Барон оказался в "Монце", в том же самом положении спасателя тонущей команды серии В. На сей раз спасение представлялось еще более трудным делом. Однако Лидхольм снова справился с миссией, причем многие годы спустя вспоминал, что спасение "Монцы" произвело на него самое сильное впечатление за всю тренерскую карьеру. Следующей ареной для подвига стал "Варезе". Эту команду Барон вывел в серию А в 1970 году, попутно открыв публике талант Роберто Беттеги, которого тут же прибрал к себе "Ювентус".
Лидхольма позвала к себе "Фиорентина", где он быстренько собрал команду из молодых подающих надежды парней (во главе с Джанкарло Антоньони). Шестое и четвертое места в 1972 и 1973 годах были совсем неплохим достижением, учитывая возраст команды, но нетерпеливые хозяева требовали большего, и с Бароном расстались. Летом 1973-го президент "Интера" Фрайццоли хотел пригласить его, но натолкнулся на вето совета директоров, указавших на "красно-черное" прошлое Лидхольма. Однако без работы он долго не оставался: прошло всего семь туров начавшегося сезона, и Барон занял освободившееся место в "Роме". В очередной раз к нему обратились как к спасателю: римляне шли в таблице четвертыми снизу. В первые недели пребывания на посту Лидхольма пессимизма добавилось: "Рома" рухнула на самое дно. Но затем дела быстро пошли на поправку, и закончила команда сезон на благополучном восьмом месте. Принесла свои плоды новаторская тактика, внедренная Лидхольмом, - зонная защита. Он считается в Италии изобретателем зонного метода. И то, что "зона" была разработана именно им, не случайно. Здесь сыграло свою роль северное происхождение тренера. В Швеции, как и в России, в 40-х годах была распространена практика, когда футболисты, завершив летний сезон, в массовом порядке брали в руки клюшки и играли в хоккей — кто в канадский, кто в русский. Лидхольм в бытность игроком "Норчепинга" увлекался бенди, и навыки коллективной игры в обороне вынес как раз из этого вида спорта. Он всегда был приверженцем идеи коллективизма в футболе и приводил в пример советскую сборную и киевское "Динамо" образца второй половины 80-х годов, правда, оговаривая при этом, что этим командам несколько не хватало фантазии. На первых порах зонная защита воспринималась критиками как эдакий вариант донкихотства. Но Лидхольм быстро заставил изменить мнение: его "Рома" в сезоне-74/75 забралась на третье место. О нем стали говорить как о "маге", соотнося его с носившим такую кличку Эленио Эррере, который только что завершил тренерскую карьеру.
Применительно к Лидхольму слово "маг" носило не только чисто метафорический смысл. Он питал слабость к астрологии и свой успех в футболе объяснял тем, что родился под знаком Весов, который, по его вычислениям, наиболее благоприятствует этому занятию: собратья Лиддаса по Зодиаку - Пеле, Фалькао, Нордаль, Диди, Сивори, Пиола, Паоло Росси, Бобби Чарльтон. Когда ему советовали игрока, он смотрел в первую очередь на его знак, и только потом - на его обращение с мячом.
В один прекрасный день выяснилось, что Лидхольм долгие годы прибегал к услугам Марио Моджи, известного в Италии как "Колдун из Бусто-Арзицио". Два "мага", объединивших усилия, сотворили чудо: за два года подняли совершенно никакой "Милан" до чемпионского звания. В сезоне-77/78, когда Лидхольм вернулся в красно-черный лагерь, команда достигла четвертой строчки, что само по себе было достижением при ее тогдашнем очень скромном состоянии. А в следующем сезоне "Милан" получил право на ношение звездочки на футболках - отличительный знак команды, 10 раз завоевывавшей скудетто. Из этих 10 ровно половина - пять - состоялись при активнейшем участии Лидхольма, игрока и тренера.
Скудетто "Милана" 1979 года осталось для всех загадкой: доигрывавшие ветераны Ривера и Капелло были единственными звездами в команде, если не считать 18-летнего Франко Барези, которому Барон дал путевку в жизнь, смело определив его в стартовый состав в столь юном возрасте. Это скудетто было омрачено только смертью Нерео Рокко — человека, с чьим именем также было связано множество успехов "Милана" в 60-е и 70-е годы. Незадолго до его смерти Лидхольм предлагал Барону ("Бате"), как звали Рокко, возглавить "Милан" совместно, и тот не возражал. Но проекту не суждено было реализоваться. А летом 1979-го Лидхольм сам неожиданно ушел из клуба, который только что привел к триумфу. Причины были прозаические: испытывавший серьезнейшие экономические трудности "Милан" предлагал возобновить контракт только на год, тогда как швед требовал заключить новое трудовое соглашение на три года - как раз до своего пенсионного возраста (60 лет). В послесезонное южноамериканское турне "Милан" отправился без Лидхольма, во главе с его помощником Альваро Гаспарини, который трагическим образом ушел из жизни прямо во время поездки. "Милан" так и не принял условий Барона, и тот перебрался в "Рому". Как выяснилось, перебрался как раз вовремя, ибо вскоре "Милан" оказался в эпицентре тотализаторного скандала и был выдворен из серии А.
А Лидхольм начал новое восхождение с "Ромой". Новый президент этого клуба Дино Виола, полный амбиций, потребовал от него скудетто. В Италии открылись границы, и "Рома" на первых порах "облизывалась" на достигшего огромной популярности Зико - "Белого Пеле". Однако с "подачи" Лидхольма клуб в итоге приобрел не его, а другого бразильца - Фалькао, которого в Европе еще никто не знал. На негодующие и разочарованные реплики в свой адрес Барон отвечал: Фалькао - это феномен, и вы это скоро оцените. Будущее подтвердило, что он оказался прав на все 100 процентов. Барон убедил президента купить молодого Анчелотти у "Интера" за любые деньги.
"Рома" сравнялась по силе со звездным "Ювентусом" и в 1983 году взяла золото. Требование Виолы было выполнено. На следующий год красно-желтые едва не стали клубным чемпионом Европы, проиграв в серии пенальти "Ливерпулю". К тому времени Лидхольм уже стал богатым бизнесменом, купив виноградники в Пьемонте.
Большой отрезок тренерской карьеры Лидхольма представлял собой метания между "Ромой" и "Миланом". В 1984 году истерзанный двумя подряд вылетами во второй дивизион "Милан" решил еще раз прибегнуть к услугам шведского корифея. И Барон быстро поставил свою бывшую команду на ноги. Сезон-84/85 красно-черные закончили на пятом месте и впервые за шесть лет пробились в еврокубки.
В 1989 году Лидхольм решил было уйти на пенсию, но в марте 1992-го его седую голову снова увидели на скамейке: "Верона", прогнав своего тренера за восемь туров до конца, обратилась за помощью к мэтру. Однако волшебник, однажды уже спасший этот клуб в безнадежной ситуации, в этот раз не помог: возраст был не тот, да и вряд ли можно что-то было сделать в условиях такого цейтнота. В сезоне-96/97 Лидхольм, все еще очень бодро выглядевший на пороге своего 75-летия, в последний раз согласился на короткое время помочь "Роме", когда она рассталась с не оправдавшим надежд Карлосом Бьянки.
Как тренер Лидхольм оставил о себе память мудрыми тактическими экспериментами и независимостью от публичного давления, которое обычно сопутствует наставникам ведущих клубов серии А.
Автор: Игорь Гольдес, www.sovsport.ru, 24 июля 2001 г.; italian-calcio.narod.ru
|