ПОСЛЕДНИЙ МАТЧ 14.04.2024 19:00:00
«Удинезе»
«Рома»
1 : 1
Франческо Рокка: "Мышечные травмы - это всегда ошибки"
11.09.2019
Не только для романистов, но для всех, кто знает историю игры с мячом, если и существует "травмированный", даже - травмированный исключительно в футболе, то это Франческо Рокка. К сожалению. Больше того, тысяча сожалений, но ни одного милосердного взгляда, ведь для него это было бы отвратительно. Франческо Рокка всегда занимался в жизни только этим: он бегал и работал. Он получил травму, очень тяжёлую, он не должен был больше продолжать играть, но он играл, пока действительно не смог больше это делать. Ещё и сегодня видны пакеты со льдом на ставшей короче ноге. Он превратил всю свою жизнь, не только спортивную, в урок достоинства и этики. В этом смысле Франческо Рокка - это всё, что угодно, кроме "травмированного". Франческо Рокка - это пример романизма (этим термином злоупотребляют, но в его случае его даже мало) и жизни. Он никогда ничего не просил, и не очень понятно, почему он не работает в мире футбола, или, может быть, это понятно слишком хорошо. Сейчас он не работает, после более тридцати лет работы тренером в Федерации футбола Италии. Он был тренером по атлетической подготовке в сборных, он вырастил десятки и сотни прежде всего мужчин, а потом - футболистов. Сотворив своего рода чудо: ни одной травмы. Это ещё один "скандал" с Франческо, ещё одно "слишком", в которое трудно поверить, но это его нормальное состояние.



Тридцать два года в качестве тренера в различных сборных и ни одной травмы. Но правда ли это, Франческо? Кажется просто невероятным?
- Да, это абсолютная правда. Это даже логично, если работаешь, если выполняешь свой долг. Я работал в Федерации с 1984 по 2011. Я разработал метод, позволяющий мне увеличивать ритм и нагрузки, и не получать при этом мышечных травм, потому что для федерации это было первостепенной задачей. В сборной игроки взяты в аренду у клубов, и ты должен вернуть их здоровыми. Нужно было добиться максимального результата от игроков при нулевом воздействии.

Над чем или с кем тебе работалось лучше всего?
- Нет никаких персоналий. Возможно, лучшая подготовка была проделана в сборной Италии-90. Мне было 36, мы стали третьими, в команде не было никаких травм. А я получил там большой опыт: я выиграл два мундиаля для военных, стал два или три раза вице-чемпионом Европы, и множество парней до сих пор мне звонят с благодарностями.

В чём секрет этого метода?
- Секрета нет, потому что речь идёт об одном: знание, изучение того, что ты собираешься делать, и того, что ты должен делать. Драма, через которую проходит травмированный футболист, её знает только он. Мне в своё время предложили изучить человеческий организм для того, чтобы высокие физические требования не наносили вреда другим игрокам. Это был профессиональный выбор, который я и сегодня продвигаю. Я каждый день делаю этот выбор снова.

Что это за метод?
- Это исследование биомеханики структуры, физиологии мышц, помимо функционирования различных органов, начиная с сердечно-сосудистой системы и, конечно, питание. Человеческий организм - совершенная машина, и именно поэтому ему достаточно миофибриллы, чтобы прыгнуть.

Что это такое, миофибрилла?
- Это самая маленькая часть мышечного волокна. Мышечное волокно состоит из тысяч миофибрилл. Я сравню с машиной "Формулы-1": достаточно полететь одному предохранителю и вся машина не едет. То же самое с мышечной структурой спортсмена, от которой требуется высочайшие усилия и производительность. Чем выше задаются стандарты для достижения, тем сильнее растёт риск получения травмы. За 30 лет работы я применял правила из личного опыта. Кое-что я со временем изменил, например, последние 5 месяцев прошли в тщательном изучении работы митохондрий.

Мито...чего?
- Митохондрии - это такие клеточные ячейки, они производят энергию для мышц человека. Любопытно было увидеть, как удвоить их энергию, чтобы у спортсмена на тренировке было вдвое больше сил. Я предоставил это исследование на рассмотрение одному профессору, физиологу высокого уровня. У меня были и другие отзывы о том, насколько хорошо я переложил это на тренировки: тренировочные занятия, позволяющие удваивать производимую клетками энергию.

Ты больше футбольный тренер или специалист по атлетической подготовке?
- Эти вещи не могут быть отдельно друг от друга. Я отвечаю за всё. Если что-то не так, я несу ответственность. Мой штаб - это кепка, свисток и помощник. Тренер не должен повреждать активы клуба, у него не должно быть мышечных повреждений. Я за свои 32 года работы тренером в федерации не имел ни одного.

Может, в сборной легче работать, учитывая, что ты не тренируешь постоянно, и матчей не так много, нет?
- Нет, абсолютно, здесь сложнее. Потому что в сборную приходят игроки с разным опытом и различной подготовкой. Ты никогда не знаешь, как футболист подготовлен. Если ты слишком поднимаешь планку, есть риск травмы; задашь слишком низко и проиграешь, потому что на международном уровне соперник будет готов лучше нас. В сборной у тебя мало времени, а результат ты дать обязан. На мундиале или Евро за месяц 7 матчей, а у тебя игроки только что отыграли сезон, они изнурены. В Италии работа делается эмпирически, почти на любительском уровне. Просто скотобойня от невообразимого количества повреждений. А повреждение не травматического характера - это всегда ошибка.

Чья?
- В общем и целом, повреждение - это ошибка в подготовке. Травматическое повреждение - это профессиональный риск, издержки профессии, они носят случайный характер. Но мышечные повреждения - это ответственность исключительно и точно базовой подготовки. Достойная базовая подготовка требует 30-40 дней работы для того, чтобы команда была хорошо готова. Но после 40 дней немыслимо слышать, что "кондиции ещё не те", это значит, что-то было неправильно, если не всё. Цель подготовки состоит в том, чтобы предотвратить мышечную токсичность, ведущую к отказу самой мышцы работать с определенной интенсивностью. Мышечная токсичность может быть от работы, это определяется и тренируется, потому что чем выше вы поднимаете уровень, тем больше вы бегаете. Потом причины могут быть в питании: это как залить обычный бензин в болид "Формулы-1". Тренер должен знать хотя бы основы диетологии. Наконец, токсичность от перегрузки: если положить массу на структуру, которая её не выдерживает, она ломается. Уж я-то знаю.

Ты обычно как работаешь?
- Без штаба, потому что если ответственность коллективная, значит - ничья. Если есть вред мышцам, то это моя вина, так же как ответственность за то, чтобы привести футболистов в игровые кондиции. Атлетическая подготовка по шкале ценности позволяет таланту лучше себя рекламировать. Если ты хорош, но выходишь на пик формы позже, тебя не видят. Занятия нужно чередовать в зависимости от требований и состояния спортсмена. На неделе нужно поддерживать режим и проводить разгрузку, но если слишком разгрузить, то через 5 дней организм потеряет всё, что было наработано. Если нет нагрузок между первой и второй игрой, то в третьей ты уже не бежишь. Немыслимо слышать, как говорят: "Сказалась усталость среды", поэтому они и не бегают в воскресенье. Это неправда, усталость никогда столько не длится, физическая усталость длится 24 часа и всё. После организм уже восстановился. Всё остальное это извинения или некомпетентность. В Италии есть плохая привычка говорить, что мышечные повреждения - это дело случая, вопрос удачи, повезло или не повезло. Серьёзный президент тогда должен сказать тренеру, что теперь не повезло ему, и в этот месяц он зарплату не получит... Это серьёзная вещь, вы не знаете, что может значить повреждение.

Франческо Рокка знает.
- Травмированный игрок испытывает страшные чувства: ужас, страх, боязнь, что он уже не вернётся таким как раньше или совсем не вернётся, и с этими чувствами нужно считаться, их надо уважать. Даже раньше! Ты должен заставить его делать работу, чтобы он был уверен в том, что его используют на 100% возможностей. Когда игрок получает мышечное повреждение, то если он не уверен на 100%, он становится другим. Он подсознательно боится, и ему уже не до динамики на поле. Ты должен снять с него эти колебания, иначе он закончил.

Поэтому тренер должен быть и психологом тоже.
- Конечно, но если ты докажешь своему игроку, что он может вернуться не просто сильным, а очень сильным, психологически ты заставишь его делать ещё больше. Травмы ломают игроков. Мы должны препятствовать этому и должны восстанавливать футболистов.

Такому, как ты, или правильно написать - просто тебе, каково это, не работать в футболе?
- Я тебе уже отвечал раньше. У меня агента даже нет... Сегодня мне было интересно поговорить только о подготовке и изучении. Может быть, вся футбольная система держится на травмах, но меня это не интересует. Я иду дальше.

Тонино Каньюччи
Источник: Il Romanista
Автор: Андрей
 
 
Кадр дня Все фото

Новости
Загрузка...
Рейтинг@Mail.ru
Регистрация нового пользователя
Ваше имя:

(будет видно другим пользователям при размещении комментария)
E-mail:
Цифры:

Регистрация позволит Вам оставлять комментарии к статьям и новостям.

Пароль будет выслан Вам по указанный e-mail.

Авторизация пользователя
E-mail:

Пароль:
Еще не зарегистрированы? Вам сюда