Несмотря на то, что последние годы являются ужасными для голландского футбола, учитывая результаты выступления сборной, в "Аяксе" открыто большое число молодых талантов, чего давненько не было. Некоторые, как
Давинсон Санчес, уже перешли в большой клуб. Другие, как
Дольберг,
Де Лигт,
Нерес,
Зиеш и
Де Йонг вот-вот это сделают, учитывая пристальное внимание скаутов многих европейских клубов.
Самым ярким представителем этого поколения является
Джастин Клюйверт, жизнь которого была предопределена для этого: сын
Патрика, которого в Амстердаме помнят (его гол в ворота "Милана" в финале Лиги чемпионов принёс "Аяксу" последний трофей в Европе). С самого начала своей карьеры к нему были прикованы взгляды, и внимание только росло. Дебют за сборную U-19 уже в 16 лет и в Eredivisie (высший дивизион чемпионата Голландии) в 17 лет, победы в различных премиях молодым игрокам: от NxGn, где он опередил
Доннаруму, до Sjaak Swart Award - премии "Аякса" таланту будущего, титул, который в прошлом получали такие игроки, как
Весли Снейдер и
Кристиан Эриксен.
У
Джастина помимо прекрасной техники есть все задатки личности, парня, который нисколько не ощущает давления из-за сравнения со своим звёздным отцом, напротив, он старается использовать карьеру
Клюйверта старшего, чтобы учиться и расти: «
Мой отец уже пережил то, что сейчас переживаю я, и я могу только учиться у него и использовать его опыт». Часто давая интервью и упорно работая, чтобы стать лучше, он не скрывая говорил, что его цель - надеть майку одного из лучших клубов мира - "Барселоны", что является его большой мечтой. В общем, парень от которого многого ждут, похоже, имеет ясные представления на счет своего будущего.
Питер Бос, его тренер, хвалит его качества, говоря, что у парня ясная голова и что он не просто бахвалится, а отдает отчет своим словам: «
Он наглый парень, но в хорошем смысле этого слова. Он умеет контролировать свои эмоции, это очень важная вещь для такого молодого игрока, когда столько воздействия со стороны».
Сказать по правде, его качества существенно отличаются от качеств его отца, и поэтому прямого сравнения с отцом всё же нет. Если
Патрик был классическим центрфорвардом, то
Джастин - техничный крайний нападающий, быстрый и резкий, способный играть на обоих флангах. После дебютного сезона 2016/17 гг., закончившегося вторым местом вслед за "Фееноордом", и финалом Лиги Европы, проигранным команде
Моуриньо, показатели такие: первый по эффективности в составе (в "Эредивизие" его минуты выросли с 785 до 2335, он забил 10 голов и отдал 5 результативных передач). Несмотря на трудное начало, травма
Юнеса в ноябре дала ему место в стартовом составе слева в схеме 4-3-3, на любимой позиции.
Нужно видеть как он играет, особенно в важных матчах. Выдающийся контроль мяча, даже в довольно трудных условиях, также чистый, как и эффектный. В особенности заметна естественность, с которой он проделывает движения, способность удерживать мяч в ногах под прессингом, великолепное укрывание его корпусом и отличная защита от отбора.
Тренеры в первую очередь стараются использовать его дриблинг (2,7 в среднем за матч), учитывая, что он сочетает высокую скорость с изысканной техникой даже на узком пространстве. В действительности, он прямой игрок, который едва получив мяч, старается обыграть один в один и выйти на удар. И всё же, хоть он и обладает молниеносной способностью проходить соперника, речь не идет об одном из классических молодых игроков, которые обыгрывают защитника и не поднимают голову, оказываясь в тупике.
Клюйверт обладает отличным видением игры, знает, когда нужно притормозить и оценить ситуацию. Он не раз показывал, что умеет принимать грамотные тактические решения. Не так часто увидишь 19-летнего парня, который обыгрывает соперника на дриблинге с поднятой головой и выбирает в это время наилучшее решение для передачи. И даже без мяча он редко стоит на месте, наоборот, он подключается из глубины быстро и точно.
Его дриблинг - это не только резкость и определенная техника, но и непредсказуемость. Хотя эффективность с левой в дальнейшем можно улучшить, чаще используя слабую ногу. А значит, соперник никогда не будет знать, пойдет ли он вправо, чтобы пробить или, наоборот, подаст с левой, эти факторы сделают его очень опасным игроком, которого трудно держать.
Кроме того,
Клюйверт имеет непривычную для современного футбола особенность. Сегодня, особенно кода действуют не на своем фланге, противоположном сильной ноге, крайние нападающие стараются принимать мяч внутри поля, открывая таким образом пространство на фланге, которое перекрывает крайний защитник. Однако, по сравнению с временами в юношестве, когда он больше играл как "треквартиста", голландец мало смещается в центр, больше оставаясь в боковом коридоре, и широко принимает мяч, взаимодействуя с
Зиешем, который, наоборот, смещается в центр. Это что-то вроде игры
Сона в "Тотенхеме", как пример.
Его техника в завершении действительно очень хороша, он демонстрирует ясную голову и хладнокровие перед вратарем. Несмотря на предпочтения – о чем говорят его способности – он любит завершать тонко и точно, он владеет незаурядным ударом с дистанции и способен сильно и точно пробить издалека.
Этот парень уже продемонстрировал свои способности, и теперь нужно сделать то же самое на другом уровне.
Клюйверт решил перейти в "Рому", этот шаг может оказаться для него определяющим. Помимо перехода в один из ведущих европейских чемпионатов и в команду, добившуюся отличных результатов, голландец, кажется, прекрасно подходит для схемы 4-3-3
Эусебио Ди Франческо, большая часть атакующих действий которой строится через фланги. Для
Клюйверта этот переход может стать правильным местом с точки зрения тактического роста и взаимодействия с партнерами (что уже сейчас на хорошем уровне). Но нужно ещё пройти путь, чтобы думать о "Барселоне" (
где играл его отец, кстати - прим.) и, как сказал его отец, "Рома" может стать необходимым этапом на этом пути: «
Откровенно говоря, я считаю, что сейчас он для "Барселоны" ещё не готов. Нужно идти шаг за шагом, спокойно и размеренно. Как отец, я поддержу любое его решение. Я бы предпочел, чтобы он ещё год поиграл в "Аяксе", но "Рома" - отличный выбор для его будущего».
Якопо Аццолини, Rivista Undici