Шумиха, связанная с возвращением Бальдини, может показаться преувеличенной только для тех, кто не пережил вместе с «Ромой» тот жесточайший перелом 2004-2005 годов.
Отношения Бальдини с «Ромой» начались задолго до прихода Капелло, в 1997 году он в качестве «трансферного советника» привел в клуб Мики Консела, которого сейчас называют последним сильным вратарем «Ромы», защитника Заго и Пауло Сержио. Затем, когда Франко Сенси принял решение сделать команду чемпионской, Бальдинив качестве спортивного директора «Ромы» осуществил
важнейшие трансферы последнего десятилетия: куплены Батистута, Самуэль, Эмерсон, Мексес, Мансини, Киву, Кассано и многие другие.
Проблемы начались после, когда Франко Сенси окончательно отошел от дел, стало очевидно, что долги «Италпетроли» компания выплатить уже не сможет, и «Рому» ждет смена владельца. Однако Розелла Сенси решила как можно дольше оставить «Рому» в собственности семьи и продолжить дело отца. Правда, без самого дона Франко и в тех экономических условиях вести дела в старом стиле Сенси, борясь против гегемонии северных клубов, было уже невозможно. Капелло среди ночи сбегает из Рима в Турин. Бальдини остается и продолжает бороться, за полтора года до кальчополи обвинив Моджи и Галлиани в преступном сговоре и разрушении итальянского футбола – «Исход матчей всегда известен заранее». Правда, тогда это выглядело чистым донкихотством, за которое, к тому же, приходилось расплачиваться слабеющей «Роме»:
такого безобразного судейства, как в годы расцвета борьбы Бальдини против системы, «Рома» еще не видела.
Кроме того, Бальдини постоянно говорит о предстоящей продаже клуба, в то время впервые всплыли слухи об интересе группы Керимова. «Рома» официально все опровергает. Розелла Сенси в какой-то момент решила принять правила игры и заключила мир с севером - и с Галлиани, и с Моджи.
20 марта 2005 года в эфир выходит телеинтервью Бальдини, в котором он называет Моджи дьяволом, а Галлиани – булгаковским котом Бегемотом, прислужником дьявола. 23-го марта Галлиани переизбран на пост президента Лиги Кальчо, Розелла Сенси голосовала за него и сама стала его советником.
В интервью после выборов Сенси, Моджи и Галлиани рассыпались в комплиментах друг другу.
24-го марта Бальдини подал в отставку. Франко Сенси принимает ее со словами: «Эта отставка меня очень огорчила, мы связаны долгими годами дружбы, но Бальдини не разделят наши жертвы ради будущего успеха нашего проекта, не верит в его успех и серьезность».
25-го марта 2005-го года Бальдини собирает журналистов, но не в Тригории, куда ему дорога уже закрыта, а в одном из римских отелей.
Кстати, важный факт: в последний раз, когда Бальдини давал пресс-конференцию в Тригории, она была посвящена продлению контракта Даниэле Де Росси. Того самого, который заканчивается будущим летом.
После Бальдини на какое-то время покинул мир футбола и занимался каким-то бизнесом по продаже товаров в ЮАР, он отказался возглавить «Ювентус» после кальчополи, хотя его туда звали, но принял приглашение Капелло поработать в «Реале», купил Гаго и Игуаина, а затем, снова вместе с Капелло, стал работать генеральным менеджером Сборной Англии.
Итак,
пресс-конференция:
- Я подумал, что попрощаться со всеми вами – мой долг, после всех этих лет. Я не хотел быть тем, кто покидает Рим ночью на каких-то неизвестных машинах. Мои отношения с семьей Сенси начались в 1997 году, с 1999-го я выполняли работу спортивного директора.
В 2001 я пережил самые сильные эмоции в жизни, выиграв скудетто. Тогда мне казалось, что в конце концов моя работа довольно легкая. Но я ошибался. Были прекрасные моменты, были ужасные моменты, но эти годы не были рядовыми. Мне никогда не было скучно. И я всегда с огромным уважением относился к семье Сенси, особенно к президенту Франко Сенси. Его слова меня не обижают, он мог бы отозваться обо мне в сто раз хуже, и я бы не обиделся, в любом случае, я ему благодарен. Он меня создал в качестве футбольного менеджера, хотя к сожалению, сейчас
моя работа в футболе, кажется, подошла к концу. Я хотел повидаться с ним, но мне не удалось, я не смог даже поговорить с ним по телефону. Единственный шанс увидеть его я имел на стадионе во время матча, и это не лучшее место для глубоких дискуссий. Я сформировался на его принципах.
Жаль, что я не смогу с ним попрощаться. Да, прошлым летом я говорил, что не уйду из «Ромы», если только меня не вышвырнут, но я тогда сказал глупость. Я хотел бы и дальше заниматься футболом, но мне говорят, что в ближайшие годы такой возможности у меня не будет. Так что если мне кто-то позвонит, надеюсь, мне предложат позицию главы скаутов или советника по трансферам. Я должен был подать в отставку еще 2-го ноября, когда стало ясно, что «Рома» изменила свою политику, но я не сделал этого по известным мотивам и с тех пор перестал чувствовать себя комфортно. Теперь я хочу попрощаться и сказать всем болельщикам, что истории рождаются, развиваются, а затем заканчиваются, и это нормально. Теперь я хочу опустить занавес, потому что долго говорить об этом – значит создавать проблемы «Роме». За эти годы в Риме я научился выражению «Рому» не обсуждают, ее любят». Так что вот –
не обсуждайте ее, любите ее. В любых отношениях видны сначала достоинства, потом замечаешь недостатки, и там уже смотришь, перевесят ли они достоинства. Думаю, это и произошло между мной и «Ромой». Я как наемный работник был не согласен с решениями владельцев и поэтому ухожу. Думаю, это правильно. Поэтому прошу вас:
забудьте обо мне. Я не считаю, что «Рома» должна начинать заведомо проигранные битвы, я знаю, что вел себя как Дон Кихот. Я высказывался против Карраро и Галлиани, потому что хотел спасти кальчо. Тотти? Те вещи, что он говорит, могли бы быть защищены авторским правом, но я продолжаю считать, что лучший способ выражаться для него – продолжать показывать все эти невероятные вещи на поле.
Он выстоит, вот увидите. Пресс-конференция в Тригории? Я об этом даже не просил, я хотел бы провести пресс-конференцию с болельщиками, но я никогда не смогу найти достаточно большого помещения для этого, к тому же, буду безработным, я не могу тратить много денег. Могу ли я вернуться в «Рому» при следующих владельцах? Думаю, сейчас не время об этом говорить.
Прошло 2400 дней с той самой прощальной пресс-конференции. Il Romanista тогда вышла с его фотографией на передовице и с заголовком «До встречи». Кстати, тут же мы видим слухи о назначении Маццари на пост тренера (впоследствии пришел Спаллетти) и сообщение о том, что спортивным директором назначен
Даниэле Праде, "старательный и дипломатичный".
Сегодняшний выпуск: «
Начинаем заново» и снова Франко Бальдини. Недавний изгнанник вернулся, набравшись опыта и побед, узнав изнутри, как устроен футбол в Испании и Англии, создав вокруг «Ромы» сильнейшую команду специалистов по трансферам и управлению, вернулся в качестве главы клуба, который когда-то вынужден был покинуть. Именно Бальдини принадлежат все самые
сумасшедшие идеи новых владельцев – пригласить Луиса Энрике, играть в «надменный» футбол и делать ставку на молодежь. Никогда, никогда, никогда не пенять на арбитров. Все начать с нуля и не думать о скором результате. Серия А, в которую он возвращается, по большому счету, осталась той же, что и 6 лет назад, распределение сил и ресурсов такое же, кот Бегемот Галлиани на своем месте, только фамилию «Моджи» слышно реже. Трудно сказать, во что выльется это возвращение для «Ромы», но в двух вещах нельзя сомневаться: во-первых,
отомстить – это значит победить, для Бальдини это дело принципа, можно даже сказать, навязчивая идея. Во-вторых,
скучать снова не придется.