Президент «Ромы» Джеймс Паллотта ответил на актуальные вопросы официального сайта «джаллоросси».
– Шесть лет в качестве президента «Ромы» – ваши ожидания оправдались?
– В некоторых аспектах – да, в некоторых моментах – нет. Раньше у меня были волосы, а сейчас их почти не осталось. На мой взгляд, как только мы получили команду в свое распоряжение, то постарались использовать Рим и его историю для создания глобального бренда, который мог бы помочь нам добиться успеха на футбольном поле. Когда я оглядываюсь на эти шесть лет, то могу открыто заявить, что допустил некоторые ошибки, хотя в некоторых аспектах мы смогли превзойти ожидания.
Полагаю, что на футбольном фронте постоянное участие в Лиге чемпионов, даже без учета финансовых поступлений благодаря собственному стадиону, помогло нам превратить «Рому» в устойчивый мировой бренд. В плане менеджмента у нас собралась очень хорошая команда. Лично я был неприятно удивлен острой нехваткой деловых талантов в европейском футболе и поиском по-настоящему хороших специалистов. Нам пришлось потрудиться, чтобы найти подходящих людей даже за пределами Италии, и теперь у нас наконец-то собралась отличная команда. Думаю, что наши достижения в социальных сетях и медиа-сфере за счет Roma Studio являются уникальными.
– Что стало наибольшим разочарованием?
– Очевидно, что задержки в связи с утверждением проекта домашнего стадиона, которые отбросили нас на 2-3 года назад. Мы предполагали, что к этому моменту будем уже гораздо ближе к открытию своей арены, и это помогло бы нам существенно увеличить доходы для достойной конкуренции с европейскими топ-клубами. Думаю, что вся сфера мерчандайзинга оставила разочарование, ведь нам не удалось своевременно пойти в нужном направлении. К счастью, ситуация постепенно меняется. Мы продвинулись в плане организации продажи билетов, и теперь клуб идет в правильном направлении. Что касается рекламы, то потребовалось некоторое время для ускорения процесса, благодаря чему последние несколько лет получились более успешными.
На мой взгляд, последний год вышел замечательным, ведь мы достигли партнерских соглашений с мировыми брендами, нам нужно получать дополнительные доходы, чтобы достойно конкурировать на футбольном поле. Это просто факт жизни. В прошлом иногда я чувствовал разочарование, так как некоторые люди в бизнесе не демонстрировали такого же стремления и желания к прогрессу, к которому я привык или ожидаю. Так что в этом вопросе у меня были позитивные и негативные моменты. Каждый, кто знаком со мной, отлично знает, что я никогда не бываю полностью доволен. Мы стараемся создавать глобальный бренд, и, на мой взгляд, сейчас «Рому» намного больше уважают в футбольном мире, нежели шесть лет назад.
– Проект «Ромы» по-прежнему является для вас увлекательным?
– Да. Хотя, честно говоря, мне было непросто в течение последних 6-7 месяцев. Я был разочарован постоянными отсрочками по вопросу стадиона, и вот теперь мы снова добились прогресса. Я не скрываю, что также меня разочаровали некоторые результаты команды, ведь я уже говорил, что мы должны быть лучше, так как планка постепенно поднимается. Если мы сумеем все наладить, то мой азарт снова будет прежним.
– Если эти разочарования портят настроение, то для чего вы продолжаете этим заниматься? Деньги?
– Материальная выгода не является для меня движущей силой в случае «Ромы». Депрессия и разочарования связаны с тем, что я ненавижу проигрывать. Именно это является определяющим моментом. Я всегда настроен на борьбу и конкуренцию. Я прекрасно знаю о том, что бюджет некоторых клубов в два-три раза больше, чем у нас, но я все равно тяжело переживаю каждую неудачу.
– Вы говорили, что «Рома» может войти в Топ-10 лучших клубов мира. Вы по-прежнему в это верите?
– Да, это на самом деле возможно, но мы не войдет в десятку лучших клубов без собственного стадиона. У нас могут быть прекрасные сезоны, как в минувшей кампании, и периоды успешного выступления в Лиге чемпионов, но если мы хотим быть в Топ-10, а я учитываю не только доходы, а и все остальное – результаты, степень уважения, СМИ и социальные сети, все эти компоненты. Нам нужно больше денег для конкуренции, и поэтому я говорю о том, что стадион изменит нашу ситуацию кардинальным образом.
Если же люди думают, что меня больше волнует стадион, нежели команда, то они попросту не понимают меня – я одержим командой, и мне очень хочется получить домашний стадион для «Ромы». Тогда и команда сможет выйти на новый качественный уровень.
– Где же мы находимся прямо сейчас?
– На мой взгляд, в течение последних лет в целом мы входили в Топ-20. В футбольном плане есть две-три команды в Испании, одна или две во Франции, две в Германии. Затем можно учитывать шесть команд в Англии, и это уже 13. В чемпионате Италии может быть еще пять команд. Так что в этом отношении мы входим в Топ-20. Если же учитывать сферы за пределами футбольного поля, то «Рома» точно входит в Топ-10.
– Вы когда-либо размышляли об уходе?
– Нет, никогда. Через две недели мне исполнится 61 год, и я все еще ощущаю себя полностью заряженным этим проектом. Возможно, в 75 лет я уже не буду руководить, но для меня это не краткосрочный проект.
– Полагаете, что вас неправильно поняли?
– Я так не думаю. Я общаюсь со многими фанатами и знаю, что они понимают цель наших действий. Некоторые же болельщики других клубов при встрече говорят, «вы делаете отличную работу для итальянского футбола, нам это нужно». Поверьте, всегда найдется тот, кто скажет, что меня интересует только продажа игроков для заработка денег, я же в таком случае говорю «Правда? Я еще не видел ни одной копейки в моем кармане после трансферов».
– Каким будет клуб спустя пять лет?
– Я надеюсь, что через пять лет команда уже будет играть на новом стадионе. Мне очень хочется видеть замечательную команду, которая ведет борьбу за трофеи, восторженных болельщиков в Риме и во всем мире, а также стабильное управление делами клуба.
– Однажды в будущем наступит момент, когда вы покинете свой пост и отойдете от дел в «Роме». Как вы хотите запомниться?
– Я хочу, чтобы люди знали о том, что я сделал все возможное ради «Ромы». Говорю ли я себе, что «Мне хочется выиграть четыре трофея Лиги чемпионов»? Безусловно, но я стараюсь реально смотреть на вещи. «Лестер» доказал, что в футболе могут происходить удивительные моменты, хотя если мы постоянно будет претендовать на трофеи и выполнять первоклассную работу за пределами футбольного поля, то это будет повод для гордости.
Я могу быть самым счастливым, когда вижу хорошие поступки нашего клуба, демонстрирующего заботу и свое сердце, ведь мы являемся представителями «Ромы» и Рима. Меня переполняла гордость, когда я смотрел видео с участием Микелы, слепой болельщицы, и ее сестры при встрече с их кумирами, их воодушевление и отношение к ним со стороны клуба.
Когда я читаю ответы в Твиттере, и не только со стороны наших поклонников, комментарии сродни «Какой классный клуб», то ощущаю гордость. Такие моменты дарят мне приятные чувства и осознание того, что мы все делаем правильно. Я внимательно слежу за поведением игроков команды и наших сотрудников. Мне не хочется, чтобы у кого-то возникали мысли о том, что «Рома» – дерьмовая организация.
Мне хочется, чтобы после моего ухода фанаты восхищались командой, которая с гордостью носила цвета «Ромы» и сражалась на поле за своих болельщиков и город, и что у нас получилось создать первоклассную структуру. Хочу, чтобы люди знали о том, что мы все сделали правильно, мы сражались и старались победить. Именно таким должно быть впечатление, иначе моя работа будет неудачной.