Вот и настал момент истины. На вчерашней пресс-конференции Франческо Тотти объявил о своем решении прекратить выступления за национальную сборную Италии.
Тотти в футболке Скуадры Адзурры? Мы этого больше не увидим?
«Увы, да. Я принял это решение из-за проблем со здоровьем, не более того. После Чемпионата мира я целый год взвешивал все «за» и «против» и решил покинуть сборную, чтобы не мешать коллективу и тренерскому штабу. Для меня это был очень сложный выбор, но здоровье должно стоять на первом месте».
Помимо проблем со здоровьем существуют ли еще какие-либо причины такого решения?
«Все, о чем писали в прессе – неправда. Так, меня укоряли за то, что я будто бы не хотел приезжать на сборы национальной команды, потому что со мной не было Вито Скалы (тренер Тотти, - прим.авт.). Более того, Вито Скала входил в состав тренерского штаба сборной, когда меня там еще не было. Главная причина моего решения весьма банальна – это травмы. На данный момент мне уже не по силам сыграть столь огромное число матчей в сезоне. У меня проблемы с лодыжкой, спиной и коленом, поэтому мне необходимо было отказаться от чего-либо. Я решил покинуть Скуадру Адзурру, потому что «Рома» для меня важнее. Я не могу выступать за сборную, забыв о родной команде».
Что ты ждешь от «Ромы» в новом сезоне?
«Надеюсь на хороший сезон. Мы вновь должны поставить себе определенную цель и попробовать выиграть какой-либо трофей, ведь всегда приятно побеждать. После прихода новых футболистов «Рома» может попортить нервы любому сопернику. Впрочем, я думаю, что на этом руководство не остановится: со стороны наших боссов прозвучало обещание купить еще нескольких игроков. Впрочем, как мне кажется, состав клуба уже и так укомплектован».
Слова Каннаваро: тебе было неприятно услышать их?
«Если я хочу сказать что-либо человеку, я звоню ему по телефону и разговариваю с ним, а не высказываю свое мнение через газеты и журналы. Возможно, мы по-разному относимся к этому».
В одной из газет появилось заглавие: «Жестокое прощание с Адзуррой». Ты согласен?
Я – романист и не имею ничего общего с этими словами. Цифры говорят сами за себя: со сборной я выиграл Чемпионат мира, серебряные медали ЕВРО и золото молодежного европейского турнира. Думаю, этого хватит с головой. Никто ко не мне относился плохо. Я всегда чувствовал себя прекрасно в сборной. Я познакомился с прекрасными людьми. Для меня это главное. Но, увы, я должен был сделать выбор, который причинил больше боли мне, нежели другим».
Когда свои сборные покинули Бекхэм и Зидан все прошло спокойно. Почему с твоим уходом разразился невиданный скандал?
«Потому что Тотти – римлянин. В этом кроится главная причина. Будь я футболистом из севера, никто бы не выступал бы против меня. Когда ушли Мальдини и Баджо, их не критиковали на протяжении целого года. Осуждая меня, многие говорили о том, что я не был лидером сборной и никогда им не стану. Нет смысла плохо отзываться об игроке, которого они не хотят видеть в команде. Это нонсенс».
Среди новичков «Ромы» кто произвел на тебя самое большое впечатление?
«Пока еще рано давать какие-либо оценки. Это очень важные игроки, которые могут реально усилить команду. Я доволен приобретениями руководства».
Если бы сборную возглавлял Липпи, Тотти мог бы остаться?
"Честно говоря, не знаю. Я часто разговаривал с Донадони, хотя многие говорили, что мы никогда не созванивались. Между нами сложились отношения, построенные на взаимопонимании и уважении. Липпи для меня был более близок: на следующий день после полученной травмы в матче с «Эмполи» он приехал ко мне в больницу и сказал: «Ты должен восстановиться, потому что я хочу видеть тебя на мундиале и хочу дать тебе шанс выступить». После этих слов я постарался сделать все возможное, чтобы попасть в заявку. Когда ты имеешь поддержку такого тренера, у тебя все получается на поле в несколько раз лучше».
После скандала насколько изменились твои отношения с Киву?
«С Кристианом у меня сложились два типа отношений: на поле и вне стадиона. Я уважаю его решение, я могу дать ему совет, но последнее слово останется за ним. Я очень хорошо знаю Киву: это прекрасный человек. Но, повторю, окончательное решение принимает он».
С Киву «Рома» является претендентом на скудетто?
«Да, возможно. «Рома» очень сильная команда».
Что изменится с уходом Киву?
«Для нас это будет большой потерей. Необычайно сложно найти защитников подобного класса, хотя я не хочу говорить ничего плохого о Мексесе, Жуане или Феррари. Киву мог бы очень помочь этому клубу».
Твои отношения с Донадони?
«Я мало его знаю, ведь мы тренировались вместе всего на протяжении трех дней. Я не могу судить о нем, как о человеке, но я уважаю Роберто, пусть мы и общались только по телефону».
Твой совет болельщику «Ромы», который думает покупать или не покупать абонемент на новый сезон
«Я думаю, что римский болельщик должен всегда покупать абонемент. Потому что поддержка тиффози является для нас еще одним стимулом для победы. Всегда приятно видеть заполненный Стадио Олимпико в красно-желтых цветах.
Ты говорил об еще одном громком трансфере в «Роме». Как ты думаешь, какой позиции это коснется?
«Мне очень сложно ответить на этот вопрос, его лучше задать тренеру. Главное, чтобы это был высококлассный футболист».
На какой позиции?
«Очень сложно предугадать. Вы знаете?»
Но ты же капитан
«Вот именно» (улыбается - прим.авт.)
Форвард?
«В таком случае нас станет трое и мы забьем больше голов»
…или ты вернешься на позицию плеймейкера?
«Нет, нет, с меня хватит. Если будет какие-либо проблемы, пожалуйста. Я полностью в распоряжении команды. Но в виду моего возраста, я предпочитаю играть на позиции единственного форварда. По крайней мере, ты меньше передвигаешься по полю».
Ты можешь быть спокоен после того, как закончился скандал, связанный с твоим уходом?
«Надеюсь окончательно поставить точку в этом деле. Я чувствовал себя козлом отпущения для всех и по любому поводу».
Ты гордишься тем, что являешься римлянином и романистом?
«Да, я очень этим горжусь. Увы, Италия состоит из многих городов: Рима, Неаполя, Милана, Турина, к которым должны относиться одинаково. Но подобного не будет и не может быть. Мне жалко Де Росси: я ушел, он остался, и теперь все будут атаковать его. То же самое касается и Аквилани. Такая участь римлянина».
Подобное касается только футбола или общества в целом?
«Надеюсь, что только игры. Возможно, в будущем все изменится к лучшему».
Когда ты решил покинуть сборную?
«Полтора месяца назад. Это был очень тяжелый шаг. Более того, моя жена не хотела, чтобы я уходил из сборной. Но я решил по-своему. После моего заявления Илари прислала мне очень красивое сообщение по телефону».
Таким образом, твое намерение покинуть Скуадру после победы в Германии было неправдой?
«Тогда я ничего не говорил по этому поводу, и не знаю, почему все так подумали».
Донадони не пытался убедить тебя остаться?
«Нет. Я объяснил ему суть проблемы и он согласился. Пусть и с сожалением».
Самый лучший матч за сборную?
«Берлин. Незабываемая встреча».
Если бы Донадони лично приехал в Тригорию, ты бы мог поменять свое решение?
«Нет, потому что до этого я взял годичную паузу для размышления. Ничего бы не изменилось».
В этом году могло что-либо повлиять на твой выбор?
«Я подумал и понял, что играть за сезон 50-60 матчей очень сложно. Для тех, кто не знает скажу, что во время восстановления я тренировался с пятницы по воскресенье, потому что в остальные дни лежал на кровати. Очень сложно не тренироваться и постоянно выходить на поле».
Возможно ли твое возвращение на какой-нибудь важный матч, как это в свое время сделал Зидан?
«Не знаю, сейчас нет. Я не хочу делать, как Зидан. Я принял окончательное решение».
О Киву: он может остаться в команде?
«Я надеюсь на это, он - мой друг. Впрочем, ему решать. Возможно, он передумает».
Ты всегда был в центре внимание во время выступлений за сборную
«Меня начали критиковать с самого начала, но я оставался прежним Тотти. Или я не прав? Во время Чемпионата Мира говорили, что я как будто езжу по полю на инвалидной коляске, хромаю, что не могу быть полноценным игроком команды. Так было всегда. Все из-за того, что я римлянин, другого объяснения не нахожу. Когда после тяжелейшей травмы ты имеешь право отказаться от поездки в Германию, но делаешь все возможное, чтобы быть в распоряжении тренера, и после этого все говорят, что я не люблю сборную? Или я сошел с ума, или они мыслят не вполне адекватно. Я не думаю, что это нормальное отношение. Или я ошибаюсь?».
Возможно, все из-за того, что ты был самым сильным игроком в составе Скуадры Аздурры?
«(Прерывая журналиста, - прим. авт.) Если бы все так считали…»
Разве не так?
«Тогда я могу принести все статьи обо мне в журналах и газетах. Неужели я выдумываю что-либо?»
Этому скандалу суждено войти в историю?
«Конечно. Потому что великих футболистов критикуют, когда они не показывают максимум своих возможностей. Я же не показал (улыбаясь, - прим.авт.)».
Возможно, все проблема в позиции?
«Если бы я сказал, что не хочу идти в сборную, потому что на позиции центрального форварда играет Тони, меня бы не понял тренер. С этим ничего не связано. Это было мое решение, которое я принял из-за проблем со здоровьем. Если бы мне давали играть, место на поле я нашел бы».
Чего тебе будет не хватать?
«Гимна: это самая красивая вещь. Когда ты ездишь по миру и прославляешь Италию – это честь для игроков. Также я буду скучать по некоторым друзьям».
Ты бы хотел, чтобы Федерация Футбола организовала прощальный матч с твоим участием?
«Прощальную встречу я организую только в качестве игрока «Ромы». Я не считаю, что подобное необходимо в сборной».
Возвращаясь назад: ты бы мог покинуть сборную сразу после финала в Берлине?
«От этого ничего бы не изменилось. Для того, чтобы играть на прежнем уровне, необходимо отказаться от чего-либо».
После Кальчополи что-то изменилось в итальянском футболе?
«Если говорить о различных обещаниях руководителей, тогда мало. Впрочем, и принятые меры я считаю справедливыми. Мы, футболисты, принимаем решения последними, поскольку нас мало кто слушает».
Почему так негативно относятся к римлянам?
«Я не могу найти логического объяснения этому, ведь мы, как и все остальные, выходим на поле и делаем все те же вещи. Возможно, это зависть. Но я не могу понять главной причины. Такого отношения не должно быть».
Ты всегда был в центре внимания и часто расплачивался за это
«Это правда, но я стойко переносил все трудности. Больно, когда что-либо касается твоих родных».
Насколько эта «Рома» отличается от «Ромы» твоей мечты?
«Очень сильно. Я бы создал из «волков» мега-клуб. Но это вполне нормально».
Если бы ты не выиграл Чемпионат Мира, ты бы мог поменять свое решение?
«Ничего бы не изменилось. Я также взял бы год паузы и сегодня сказал бы журналистам те же самые слова, даже если бы мы не выиграли мундиаль»
После подобной критики ты не хочешь доказать, что Тотти является самым сильным футболистом в Италии?
«Еще? Больше этого я не могу сделать. Что же касается признания на международном уровне…я больше не могу, с меня хватит. Клянусь. Теперь я буду идти по своему пути. Когда я закончу карьеру, никто не будет вспоминать Тотти».
Что ты будешь чувствовать при просмотре матчей сборной, например, на чемпионате Европы?
«Буду болеть за Италию. Это минимум. Более того, многие из моих друзей играют в Скуадре Адзурре».
В сборной ты никогда не был ключевым игроком. Как ты считаешь, люди будут жалеть о твоем уходе?
«Нет, они ведь считали меня обузой для команды. Теперь вы, северяне, можете быть спокойны».
Ты не считаешь это провокацией?
«Нисколько».
Ты надеешься на поддержку Президента Федерации?
«Сейчас и он выскажет свое мнение, после этой пресс-конференции он будет защищать меня, ведь начнется конец света. Все готовы напасть, поэтому его поддержка для меня многое будет значить».
Что думает Спаллетти о твоем решении покинуть сборную?
«Я никогда ему ни о чем не говорил. Он, как и все, услышит мои слова сейчас».
Более 580-ти зарубежных журналистов признали тебя самым популярным и любимым итальянским футболистом в мире. Неплохое признание
«Вы можете это поведать северной прессе?» (аплодисменты в зале, - прим. авт.).
Это правда, что ты просил дать шанс сыграть в самых важных матчах сборных?
«Я никогда ни о чем не просил. Я читал об этом в журналах и хотел смеяться. Когда я говорю «нет», значит «нет». Обидно, что многие футболисты сборной говорили в интервью СМИ обо мне неправдивые вещи. Я никогда не пытался сознательно играть на 50% своих возможностей».