Дамиано Томмази – игрок, который потряс «Рому»
Томмази в «Роме» вот уже 10-тый год. Первым сезоном в столице Италии для него стал 1996 год, при тренере Карлосе Бьянки. В течение первых шести сезонов, включая год Скудетто, Томмази был постоянным игроком основы, проводя не меньше 30 матчей в сезоне. Затем, после прихода Эмерсона, его игровое время сократилось. В предсезонном матче прошлого сезона Томмази получил страшную травму ноги, из-за которой не провел больше ни одного матча вплоть до нынешней осени. На следующий день после исторического гола в ворота «Фиорентины» Томмази дал первое большое интервью за долгое время.
Il Romanista на обложке после матча просила команду быть как 11 Томмази. Что скажешь?
Ну мне интереснее, когда меня меньше. К тому же я не уверен, что в таком составе команда могла бы выиграть.
Что тебя больше радует – гол или возможность играть 90 минут?
Гол – не моя работа, но радость моих партнеров дала мне понять, как важно любой ценой добиться преимущества в счете.
Показательно, что ассистировал тебе Кассано.
Я очень доволен за него, думаю, что ему собственная тоже игра понравилась больше, чем прошлая со «Страсбуром». Мы с Кассано говорим много о тактике.
Прости за любопытство, но ты с ним играешь вместе уже довольно давно. Как тебе кажется, он вырос? Стал более зрелым?
Все растут. Опыт учит, так?
Его отсутствие – это потеря для Национальной Сборной? Как можно объяснить его отсутствие?
А как можно объяснить то, что «Реал» не на первом месте? Футбол – коллективная игра. Он состоит из элементов, но нельзя говорить о них, забывая целое. Чемпионат Европы выигрывают такие команды, как Греция.
Вернемся к тебе. Вино, что ты очень хочешь играть. Это все еще развлечение для тебя?
Да, прежде всего это развлечение. А желание играть у меня огромно.
С годами это желание играть меняется?
Да, до травмы оно начало оскудевать. Но теперь, после возвращения, возросло очень сильно.
Гол ты посвятил своей жене, которая всегда тебя поддерживала.
Да. Но я также хочу отдать дань памяти людям, которых не было с нами вчера. Как Амантино, который в Бразилии оплакивает отца, я скорблю по Лучано Фиораванти, Луизе Петруччи и Франческо Кампанелле (журналисте, публицисте, давнем тифози «Ромы», которые скончался несколько дней назад – прим. as-roma.ru). Эти люди могли бы радоваться вместе со мной вчера.
Как тебе удалось преодолеть все это?
Прежде всего, благодаря храбрости тех людей, которые помогали мне, были рядом. Но самое главное – это страсть. В дни, когда хочется остаться в постели вместо того, чтобы идти на реабилитационные тренировки, ты идешь делать все эти упражнения только из-за страсти.
Ты думал о том, чтобы закончить? Повесить бутсы на гвоздь?
Нет, никогда. Я думал об этом, когда играл. Но с того дня, как получил травму, ни разу об этом не думал. И сейчас не думаю. Хочу наслаждаться моментом, играть, и больше ничего.
Когда ты понял, что можешь вернуться?
После летнего отпуска в Вероне, когда сыграл пару матчей против своего брата Захарии.
Ты говорил, что смог очень хорошо узнать Кристиана Киву за время реабилитации. Сейчас у него довольно напряженные отношения с болельщиками. Что ты об этом думаешь?
В Риме нелегко всем, особенно игроку, который вырос в другой школе. Не забывайте, что здесь даже Альдаира критиковали. Говорили, что ему пора заканчивать. Тот, кто играет в Риме, должен уметь играть и показывать все, на что способен, независимо от того, освистывают тебя или преклоняются.
Сейчас под огнем критики - руководство клуба.
Клуб имеет право поступать так, как считает нужным. Конечно, видеть протесты в тот момент, когда пытаешься сделать как лучше, непросто. Также и каждый из нас, когда играет на стадионе, который его освистывает.
Розеллу Сенси обвиняют в теплых словах, сказанных в адрес Галлиани и Моджи, и жестоких в адрес Земана, который является твоим другом.
Я хорошо знаю Земана, и конечно же, это несправедливо. С Моджи и Галлиани я не знаком персонально, не знаю, что сказать о них.
Тебе недостаточно того, что ты о них видишь и слышишь?
Да, меня есть некоторые идеи на этот счет. Но если ты просишь меня вынести вердикт, то я не чувствую, что готов сделать это.
Ты бы стал работать с Моджи?
Я бы выбирал независимо от спортивного директора, если какая-то команда выразила бы интерес ко мне. Гораздо важнее команда, атмосфера, окружение, тренер и перспективы.
Ты действительно не думаешь о продлении контракта?
Я думаю о Белграде, куда я не смогу поехать, так как не включен в заявку, и о «Лечче».
Когда ты согласился играть за минимально возможные деньги, ты создал новостной повод для СМИ.
Для меня новостью был сам шанс снова играть.
В каких аспектах «Рома» должна улучшиться?
Стабильность, поведение на поле и вера в себя.
Липпи звонил тебе в последнее время?
Да, два раза. Сразу после травмы, и потом недавно, когда я снова стал играть. Я хотел вернуться в футбол, играть в Сборной не было в числе моих целей.
Ты чувствуешь себя примером для подражания?
Я не хочу им быть. Я мог бы им быть, если кто-то другой получит мою травму. Но я надеюсь, что такого никогда не случится.
Когда играешь, думаешь о том, что надо беречь колено?
Нет, ни разу еще такого не замечал за собой.
Что сказали дочери после твоего гола?
Старшая – Беатриче – увидела повтор и решила, что я забил трижды, средняя спросила, как во время празднования я смог разглядеть маму на трибуне.
И как ты смог?
Я смотрел в сторону сектора, на котором. Как я знал, она сидела с младшей дочерью. Правда, она замерзла, и после первого тайма им пришлось вернуться домой.
Действительно, главное они увидели.